Дьявол, Мефистофель, Люцифер, Воланд - каждое из этих имен имеет свой оттенок, свою мифологию, свои истоки. Но оно отражает то изначальное зло, с которым сталкивается человек на протяжении истории. Как развивается образ, так и искусство, следуя веяниям общества, меняет свое представление. Сегодня мы пройдемся от поверженного Люцифера до Кибердьявола.
Source: Меньше единицы
Но сначала, обратимся к Врубелю: демон, в первую очередь, дух, душа человека, которая мечтает обрести спокойствие. Именно так изображено «зло» на одноименной картине.
1. Потерянный рай (1657) - труд Джона Мильтона, одно из самых масштабных поэтических произведений в истории литературы. Война, переплетение судеб, отмщение и раскаяние. Во всем этом многообразии Люцифер предстает романтическим героем, своего рода ребенком уровня Холдена из «Над пропастью во ржи», именно за него читатель переживает больше всего. (Нашли оригинал, советуем читать именно в нем)
2. Фауст (1808) - драма-искушение, произведение Гёте, которое позже окажет влияние и на русскую классическую литературу. Интрига; театральные подмостки вносят ирреализм. Любовь становится формой искупления того самого первородного греха и, конечно, черный пудель.
3. Мастер и Маргарита (1966) - публикация ждала своего часа очень долго, но произведение по праву считается культовым. И дело не в черном пуделе на рукояти, не во множестве отсылок и своеобразном религиозном переложении. Главное в произведении Булгакова - это простые вечные ценности, человечность зла по сравнению с безликой системой... и Бегемот.
4. Нейромант (1984) - в год Оруэлла все ждали Большого Брата, а появилось культовое произведение Уильяма Гибсона. И если предыдущие книги знакомы всем, то эта менее популярна. Нейромант - это совокупность того, на чем базируется современная научная фантастика: кибер стимулятор, единая сеть, космические полеты, а еще кровосмешение, гротеск и ульи. Причем тут зло? Оно предстает в произведении Гибсона свободным искусственным интеллектом, своего рода кибер-демоном (не как в DOOM), божеством мира будущего.
5. Проклятые (2011) - плох тот читатель, который не впихнет Паланика везде. А если серьезно, то история маленькой девочки и её адских похождений представляет один из самых интересных образов Дьявола. Этакий директор-люцифер с отсылкой на «Клуб завтрак» Джона Хьюза. Ничего плохого он не делает, обвести его вокруг пальца проще простого, поворчит немного и все. Паланик передает не только новое видение ада, но и свою концепцию отношения к религии.